HeadHunter Live / Другой взгляд: кадровый голод, мифы и реальность
Пользователь HeadHunter
Для входа воспользуйтесь учетной записью любого из проектов HeadHunter или зарегистрируйтесь
Я в сообществе



Другой взгляд: кадровый голод, мифы и реальность

Кабанова Юлия 
24 декабря 2008, 20:40

Анна Мурзаева, руководитель компании www.mdconsulting.ru


В последнее предкризисное время у нас прочно утвердилась идея о том, что в стране кадровый голод: экономика развивается бешеными темпами, а человеческого ресурса катастрофически не хватает. Но так ли обстояли дела на самом деле?

Сразу заметим, что ситуация с кадровым голодом очень сильно зависит от отрасли. Возьмем, к примеру, производство. Здесь действительно имеет место быть кадровый голод, потому что в 90-е годы прошлого века основная масса абитуриентов шла учиться на юристов и экономистов, производственная отрасль на тот момент была разрушена. Быть юристом или экономистом было модно и престижно. С другой стороны, у абитуриентов особо и выбора-то не было: зачем идти учиться на инженера, если потом некуда трудоустроиться. Как следствие, сейчас практически отсутствуют молодые люди с производственными специальностями. А поколение от сорока лет и старше не совсем устраивает нынешних работодателей в силу присущего этому поколению советского менталитета.

Но вернемся к экономистам и юристам, которых сейчас должно быть в большом количестве, но, по-прежнему, сильно не хватает. Конечно, здесь можно вставить аргумент о том, что качество обучения сильно снизилось за последнее время и наша система образования не может готовить необходимых рынку специалистов.

Давайте посмотрим на этот процесс с другой стороны.

Мы живем в стране с 142-миллионными населением, а высшее образование принято за стандарт. Всего экономически активного населения в России на данный момент около 75 млн., из них около 20% или 15 миллионов человек имеют высшее образование (замечу, что за последние 10 лет количество людей с высшим образованием удвоилось). Получается, что большинство из 15- миллионного трудоспособного населения не соответствует выдвигаемым работодателями требованиям? Может быть, к работникам предъявляют не совсем объективные требования?

Если внимательно изучать текущие вакансии компаний-работодателей, то мы увидим много интересных вакансий и должностных обязанностей. Например, компания ищет маркетингового писателя. Вы когда-нибудь слышали о такой должности? Она внесена во всероссийский реестр должностей? Этой специальности где-то учат?

В другой компании открыта вакансия «руководителя отдела маркетинга, рекламы, дизайнера» (именно так дословно звучит название должности) с обязанностями разработки и реализации стратегии продвижения компании, управления торговыми марками, разработкой логотипа. В одной должности собраны обязанности двух абсолютно разных людей: маркетолога и дизайнера. Очень трудно представить себе маркетолога-аналитика и по совместительству профессионального дизайнера, разрабатывающего логотипы, равно как тяжело вообразить и дизайнера, в функции которого будет входить анализ портфеля продуктов. Это две совершенно разные должности. Конечно, бывают исключения и можно найти маркетолога-дизайнера, но стоить это человек будет в два раза дороже среднерыночного маркетолога или дизайнера. Готова компания платить больше денег такому специалисту? Как правило, нет. Поэтому искать подобного универсала можно бесконечно долго, а найдя его, окажется, что его зарплатные требования намного выше того уровня, который предлагает компания. Может быть, от желания найти человека-оркестр, который будет выполнять широчайший спектр обязанностей, идут истоки кадрового голода?

Существует много примеров, когда работодатель требует слишком много знаний и навыков от одного кандидата. Например, в банковской отрасли не так давно были востребованы риск-менеджеры с зарплатой $10 000 в месяц. Высокая зарплата обусловлена тем, что компании необходим человек с опытом работы на западе и со знанием российской специфики одновременно. Таких людей мало, соответственно, цена их высока. Может быть, работодателям надо нанимать людей с меньшим объемом знаний, но в большем количестве, распределяя между ними обязанности? Но рыночная стабильность и наличие денег на тот момент позволяло компаниям платить зарплаты некоторым категориям специалистов, намного превышающие среднерыночный уровень. Возможно, отсюда пошел перегрев рынка кандидатов, которые взяли рынок под контроль и диктовали свои условия работодателям? Кандидаты просто умело воспользовались возможностями, предоставленными им работодателями.

В настоящее время не существует общепринятых должностных обязанностей специалистов, особенно это касается новых профессий: маркетологов, бренд-менеджеров и других, что также вносит сумбур в поиск персонала. В каждой компании функционал, например, бренд-менеджера может отличаться, а зачастую весьма значительно. Иногда компания размещает вакансию бренд-менеджера, а по факту выясняется, что это типичный менеджер по продажам. Зачем это делается: от незнания должностных обязанностей специалистов или это специальная уловка для кандидата (разместим вакансию с красивым названием, а там, может, и высококлассные специалисты подтянутся)? Хорошего специалиста можно найти таким способом, только проработает он недолго в компании.

Зарождение отечественного бизнеса проходило в 80-90-х годах прошлого века. В те времена, чтобы открыть свой бизнес, не надо было иметь много денег, специфических знаний и полезных связей. Тогда рыночные ниши были пусты, страна была измождена семидесятилетним дефицитом, продавалось все, кроме воздуха, хотя зачастую и воздух продавался (вспомним МММ). Для открытия собственного дела иногда достаточно было иметь только смелость и авантюризм, а в остальном, например, в знаниях финансов, маркетинга или мотивации персонала, не было необходимости. Но рынок постепенно развивался: с конца 90-х годов активно стали приходить западные компании со своими десятилетиями отработанными методиками ведения бизнеса, современными методами управления. Отечественным бизнесменам пришлось тяжело конкурировать в новой рыночной среде, многие стали в спешном порядке получать второе (а в некоторых случаях – первое) высшее образование, чтобы восполнить образовавший пробел в знаниях тех же финансов, маркетинга, управления персоналом и вывести компанию на новый качественный уровень, достойный западных конкурентов. Ведь гениев вроде Билла Гейтса, которые смогли без высшего образования выстроить бизнес-империю, в истории насчитывается крайне мало.

Каким образом все вышеописанное влияет на рынок труда? Отечественные бизнесмены зачастую не осознают, что они хотят от персонала своей компании, не понимают, зачем им нужны те или иные специалисты. Персонал набирают не от реальной потребности в нем, а по иррациональным причинам: у конкурентов есть бренд-менеджер и у меня должен быть, или порекомендовали друзья нанять такого специалиста. А что должен делать бренд-менеджер? Какие у него цели, задачи? Как оценивать эффективность его работы? Зачастую эти вопросы работодатель не ставит перед собой. Но его можно понять: зачем это все надо, когда рынок растет на 20-30% в год безо всяких оценок эффективности. Таким образом, перед бренд-менеджером не стоит четких целей и он действует исходя из того, что сам считает нужным делать, а эти действия, как правило, не совпадают с видением работодателя. Подчиненный не может читать мыслей своего руководителя и после нескольких месяцев мытарств его увольняют по причине того, что он не справился с должностными обязанностями. На его место через какое-то время приходит новый человек – и ситуация повторяется по замкнутому кругу. Это закономерно: когда нет ни целей, ни задач, а зачастую, отсутствуют должностные инструкции, то есть, нет критериев, на основании которых специалист должен работать, а работа его может быть оценена, о какой эффективности персонала можно говорить? Я была свидетелем, как генеральный директор при разработке корпоративного сайта компании ставил задачу перед дизайнером таким образом: «Сделай так, чтобы я сказал «Вау!». С большой натяжкой эту задачу можно назвать четкой и конкретной, после которой дизайнер ясно себе представляет, что от него требуется (если он, конечно, не ясновидящий). В итоге страдают люди, которые не понимают, что от них хотят, и их либо увольняют, либо они сами покидают компанию, либо проекты, которые они ведут, делаются месяцами безрезультатно.

Компании зачастую не имеют организационной структуры своего бизнеса, или же структура существует, но только на бумаге, либо давно уже потеряла свою актуальность. Под структурой имеется ввиду четко прописанный круг специалистов, необходимых для функционирования компании, их должностные обязанности, структура подчинения, схема принятия решений, делегирования полномочий, взаимодействия между департаментами, методы распространения информации внутри компании. Структура компании – это живой механизм, который меняется в зависимости от изменений, происходящих внутри самой компании или на рынке. Сама компания – тоже живой механизм, в которой работники выполняют роль винтов, а руководство часовщика, который заводит механизм, приводя его в действие. Задача руководства, стоящего на верху этого механизма, оптимально организовать процесс: выделить ключевые позиции, распределить обязанности, организовать четкую схему контроля. А у нас нередко получается так, что либо один человек сидит и все за всех делает, либо штаты раздуваются до огромных размеров и все бездельничают.

Ситуация с массовыми увольнениями, которую мы сейчас наблюдаем, говорит о том, что организационная структура компаний была выстроена неэффективно и сейчас ее активно оптимизируют. Здесь можно возразить, поставить в пример Америку, где сейчас тоже идут активные увольнения (за ноябрь уволено 533 000 чел), у них тоже неэффективно выстроена система управления компаниями? Но сравнение России с Америкой по этому вопросу не совсем корректно, разные весовые категории у нас.

Деньги в американский бюджет поступают, в основном, за счет налогов, в российский – за счет экспорта природных ресурсов. Это говорит о том, что уровень американского производства и, соответственно, доходов населения и людей, работающих в секторе реальной экономики, приносящей деньги в госбюджет, несравнимо выше нашего. Таким образом, увольнения в Америке связаны с рецессией в экономике и в реальном секторе, у нас – в большей степени с оптимизацией структур компаний в новых экономических условиях.

Именно крайне медленное развитие производства и сектора реальной экономики в нашей стране провоцирует проблему с кадрами. В отрасли добычи полезных ископаемых, стратегически важной для нашей страны, занято 2% населения. Именно эти 2% занятого населения представляют реальную ценность для государства, принося львиную долю денег в бюджет, а работники других отраслей не так важны, потому что денег приносят несравнимо меньше. В данных условиях можно особо не заботиться о кадрах (кроме добывающей отрасли), что собственно сейчас у нас и происходит. Это будет продолжаться до тех пор, пока экспорт природных ресурсов будет основной статьей дохода российского бюджета. Если вдруг произойдет переориентация на производство, сразу встанет вопрос о человеческом ресурсе: его воспитании, образовании, мотивации и поддержке, ведь производственный процесс базируется на людях, тогда надо будет заботиться не о двух процентах золотоносных кур, а о большем количестве людей.

С другой стороны, чтобы было кадровое изобилие мало дать человеку высшее образование, персонал нуждается в постоянном развитии, адаптации к меняющимся рыночным условиям, что является обязанностью компаний. Во многих компаниях это происходит? Зачастую это носит характер введения в должность и на этом все заканчивается, хотя процесс работы с персоналом должен быть постоянным. Но на данный момент государство, а вслед за ним и бизнес, особенно не нуждаются в развитии человеческого ресурса.

Именно вышеперечисленными фактами и вызван миф о кадровом голоде: неумением менеджмента управлять персоналом, отсутствием внятных должностных обязанностей, задач, критериев оценки эффективности работы. Этот миф выгоден кадровым агентствам, которые зарабатывают на этом неплохие деньги, и ряду звездных кандидатов, которые, соответственно, получают сильно завышенные зарплаты.

Так, может быть, кадрового голода нет? Ведь когда рабочая сила в дефиците, сотрудников ценят, берегут, всячески мотивируют, а не увольняют, например, из-за беременности, как это зачастую происходит в наших компаниях. Реальный кадровый голод заставляет брать на работу обычных адекватных людей, неважно какого пола или возраста, обучать их и ставить перед ними внятные задачи. Но когда в описании вакансии фигурирует требование «возраст до 35 лет» или «только мужчина», это означает, что у работодателя есть большой выбор, на который он ставит дополнительный фильтр. О каком кадровом голоде можно говорить?

В свете последних событий, вызвавших массу увольнений разных категорий сотрудников, вследствие чего рынок труда наполнился кандидатами разных уровней с приемлемыми зарплатными ожиданиями, о кадровом голоде придется забыть на какое-то время.


  
+ 6
- 5
Просмотров:
2101
 
Комментарии (29)
1
Анонимный комментарий
25 декабря 2008, 20:52
Бестолковая статья какая-то. Ни логики, ни смысла...

"А поколение от сорока лет и старше не совсем устраивает нынешних работодателей в силу присущего этому поколению советского менталитета" - прикольно :)))

Так и хочется обратиться к автору статьи:" Аннушка, детонька, людям, которым сейчас 45, в начале 90-х было по 25, и эти "советские пережитки" так крутились и выживали в то "лихое" время, что современным тридцателетним руководителям и не снилось. В перектройку бизнес начинать, это не на растущем рынке даром бонусы получать.
+ 6
- 4
 
2
Мурзаева Анна  
25 декабря 2008, 23:40
А в перестройку разве не проще было делать деньги из воздуха на вообще пустом рынке? И что сейчас с теми людьми, которым было 25 в 90-е? Не всем же удалось открыть свой бизнес и развить его.

Ну а то, что работодателям требуются люди в возрасте до 35 лет - это жизненные реалии, и если это кажется прикольным, то может быть так и есть. Конечно, если речь идет об очень высоких позициях, тогда возможна подвижка в возрасте. Но людей старшего возраста намного больше, чем таких позиций.
+ 6
- 4
 
9
Анонимный комментарий
13 января 2009, 17:58
Хм. А законодательство России, запрещающее дискриминацию, в частности, по возрасту - реалией вам, Анечка, не представляется?
+ 2
- 5
 
10
Мурзаева Анна  
13 января 2009, 18:23
Законодательство - законодательством, а жизнь - жизнью. К сожалению, в жизни не всегда, мягко говоря, соблюдается законодательство. Посмотрите на вакансии: пример http://hh.ru/vacancy/1873687?query= - вот вам, пожалуйста, ограничения и по полу, и по возрасту.
+ 4
- 2
 
12
Анонимный комментарий
13 января 2009, 23:53

Времена меняются, и, надеюсь, вскоре - при помощи судебных разбирательств и воздействия общественного мнения - по заслугам получат те "профессионалы кадрового дела", которые не умеют работать, не нарушая закон. И в особенности, те из них, которые еще и хвалятся тем, как совершали антизаконные действия...

+ 2
- 3
 
13
Мурзаева Анна  
13 января 2009, 23:58
Хотелось бы верить.
Конечно, это произойдет, но, боюсь, не в обозримом будущем.
+ 3
- 1
 
falsefalseКомментарий увидит только Мурзаева Анна
falsefalseпоказывать этот комментарий только автору записи
falsefalseКомментарий увидит только Мурзаева Анна
falsefalseпоказывать этот комментарий только автору записи
falsefalseКомментарий увидит только Мурзаева Анна
7
Бобылев Андрей Борисович  
13 января 2009, 12:57
Анонимный пользователь написал
Бестолковая статья какая-то. Ни логики, ни смысла...


Это как?

+ 0
- 0
 
8
Мурзаева Анна  
13 января 2009, 13:04
Я бы сама хотела это уточнить))
+ 1
- 0
 
falsefalseКомментарий увидит только Мурзаева Анна
falsefalseКомментарий увидит только Бобылев Андрей Борисович
15
Машихина Ксения  
14 января 2009, 09:27

Анна, спасибо за статью. все правда :)

те, кому за 45 - не могут найти работу даже будучи хорошими специалистами...
на собеседовании непременно спросят, не собираешься ли в декрет.
продажник (и не только) интересует лишь из соответствующей отрасли (причем этот критерий выходит явно на первый план), в иностранный банк можно устроиться только с опытом работы (несколько лет) именно в банке - а реально по знакомству.
в вакансиях постоянно встречаются совершенно непонятные требования ( и возраст, и пол, и еще много чего). про пиарщиков и маркетологов песня особая - работодатели сами не знают, что им надо. устрилась в одну компанию маркетологом, а по сути - меня посадили на телефонные продажи (я была в шоке!). и Вы абсолютно правы, что я там не задержалась.
и еще потрясающая особенность. действительно находя даже того самого редкого кандидата, который соответсвует безумному сочетанию требований - ему не готовы платить!
недавно была в шоке: у меня хороший опыт продажником (не тупые телефонные продажи, а цивилизованный вариант этого дела, включая обязанности маркетолога в одном лице... по сути - блок тех обязанностей, которые входят в понятие "развитие бизнеса"), по образованию - юрист (нет проблем с договорной работой, мне не нужна в этом чья-то помощь), неплохо разбираюсь в финансовых вопросах и первичной бухгалтерии (как бывший работник финансовой компании и нынешний, хоть и увольняюсь на днях, работник банка), мой отец дизайнер профессиональный (не плохо знаю отрасль и специфику), есть опыт именно построения системы продаж с нуля, построения агентской сети... И вот прихожу я в компанию Ампир-Декор (есть тут интервью с инсайдером) на собеседование (им нужен человек, который развилил бы бизнес через продажи через дизайнеров и арт-студии) и вот долго мы беседовали...
а цена вопроса оказалась такой: исп. срок - 3 месяца с зп 15.000 руб.!!!!!! (причем зп серая). да, в испытательный срок они вкладывают понятие обучения (надо учить ассотимент, все вплоть до технических особенностей и еще много чего), но 15.000... неужели, тот человек, кторый может выполнить то, чего от него в итоге хотят, пойдет работать за эти гроши! (хоть это и не Москва, это региональный центр)...
потом, не падайте, зп - 20.000 руб. + бонусы :)))) причем система бонусирования имеет потолок... (если не ошибаюсь, в пределах оклада - в самом лучшем случае, в которые я не очень верю)... дурдом - да?

и еще эпизод вспомнила. когда работала в финансовой компании и занималась и продажами, и маркетингом по совместительству (бардачное такое совместительство было...), мне был выставлен план. я его выполняла обычно процентов на 40% :) при этом меня хвалили и мной гордились как сотрудником. и когда я задала вопрос: так вы определитесь - либо я хороший сотрудник и при этом план завышен? либо я плохой сотрудник, не выполняющий план - только что-то при этом меня хвалите? как насчет план пересмотреть? (от плана, как обычно бонусы зависят).. короче, вопрос замяли :))))

нет кадрового голода!!!!! вы абсолютно правы.
+ 5
- 0
 
17
Мурзаева Анна  
14 января 2009, 12:46
Ксения, то, что вы описали, встречается повсеместно, к сожалению. Вопрос в том, как с этим бороться и надо ли? Возможно ли? Либо принять все, как есть, и ждать лучших времен?
+ 1
- 0
 
20
Машихина Ксения  
14 января 2009, 18:52

бороться...

система сама себя накажет
сотрудники уходят из таких компаний, о ком мы говорим. а те, кого они набирают по гороскопу и принадлежности к отрасли - часто не спецы и работают плохо, что влечет к убыткам.
а кризис стимулирует естественный отбор.

+ 3
- 0
 
23
Мурзаева Анна  
14 января 2009, 20:56
Все крупные международные компании, в основном, набирают сотрудников по рекомендациям, все имеют так называемые refferal programms, когда работающий сотрудник приглашает в компанию своего знакомого и получает за это бонус. Получается, что с улицы попасть практически невозможно в такую компанию, а если сотрудники, работающие в компании неэффективны, то они приглашают таких же. Другое дело, что в западных компаниях из неэффективных сотрудников могут делать эффективных путем более грамотного менеджмента.
Поэтому во время кризиса скорее уволят хороших менеджеров, а останутся "любимчики".
+ 1
- 0
 
falsefalseКомментарий увидит только Мурзаева Анна
falsefalseКомментарий увидит только Машихина Ксения
falsefalseКомментарий увидит только Мурзаева Анна
21
Егоров Александр Николаевич  
14 января 2009, 19:24

Про отраслевое у продажников

Да...это вообще ужас. Я отлично разбираюсь в продажах, но вот именно это "отраслевое требование" - сейчас серьезно мешает мне найти работу. Доходит до идиотизма. Ну если реально человек умеет продавать, какая разница что именно?
+ 2
- 0
 
22
Мурзаева Анна  
14 января 2009, 20:46
Как вы думаете, почему так происходит? И явно не из-за дефицита кадров.
+ 1
- 0
 
falsefalseКомментарий увидит только Мурзаева Анна
falsefalseКомментарий увидит только Егоров Александр Николаевич
falsefalseКомментарий увидит только Машихина Ксения
falsefalseпоказывать этот комментарий только автору записи
3
Жмуренко Константин  
26 декабря 2008, 06:35
Помимо неэффективности управления кадрами, есть огромная проблема распределения кадрового ресурса по территории РФ. В северные регионы кадры не заманишь даже высокой заработной платой, т.к. данный ресурс предпочитает искать работу в регионах с благоприятным климатом и обеспеченных инфраструктурой. А насчет 2 % - это как посмотреть. Крупные производственные предприятия как раз и производят оптимизацию численности персонала в связи со снижением объемов заказов на свою продукцию.
+ 1
- 0
 
4
Мурзаева Анна  
26 декабря 2008, 09:00
По поводу неравномерности распределения населения согласна: территория страны огромная, людей мало.
Что касается 2% людей работающих в добыче природных ресурсов, конечно, их тоже затрагивают кадровые перестановки, но в меньшей степени, чем банки, например. А "Газпром" даже планирует увеличение зарплат в следующем году http://www.klerk.ru/more/?131932 .
+ 1
- 0
 
5
Жмуренко Константин  
29 декабря 2008, 10:40
если при этом рост производительности труда будет опережать рост заработной платы - им можно только поаплоддировать!
+ 1
- 0
 
6
Мурзаева Анна  
31 декабря 2008, 12:33
это навряд ли))))
+ 1
- 0
 
falsefalseКомментарий увидит только Мурзаева Анна
falsefalseКомментарий увидит только Жмуренко Константин
14
Машихина Ксения  
14 января 2009, 09:02

про добывающие компании:
насколько я слышала, бюджет будут пополнять не за счет продажи нефти, а засчет поддержания высоких цен на бензин (условно говоря, при себестоимости порядка 8 руб, он стоит столько, сколько он стоит сейчас на заправках)

ох уж все эти Лукойлы... там работают родственники власть имущих. штаты раздуты. при этом огромные зарплаты.
допустим, держат огромный юр.отдел, а при этом т.н. юристы заняты единственной обязанностью: проверять, чтобы подписываемые договоры до буквы были идентичны принятому типовому договору (полтрясающе интеллектуальная работа! разумеется, она должна так высоко оплачиваться!)

+ 1
- 0
 
falsefalseКомментарий увидит только Машихина Ксения
falsefalseКомментарий увидит только Мурзаева Анна
16
Rezcov Dmitriy Ilich  
14 января 2009, 10:20
проблема распределения по территории есть, это да. НО! Высокие зарплаты на северах - не более чем миф. Есть специалисты в России, которые готовы ехать по вахтовому методу работать в неблагоприятные регионы ДВ и КС. Проблема в том, что в нефтянке им платят хорошо, потому там и проблем нет, а вот в остальных секторах (в т.ч. и в горнодобыче) зарплаты далеко не так привлекательны. И поехать, заработать, скажем, на квартиру, уже не получится - не те деньги. И даже не в деньгах счастье (все-таки, зп немного повыше), а в отсутствии нормальной системы управления персоналом. Когда молодежь не видит перспектив развития, они и при более-менее приемлемой зарплате через некоторое время бегут на большую землю.

Так что не в распределении дело...
+ 1
- 0
 
18
Мурзаева Анна  
14 января 2009, 12:50
Да, но речь шла про то, что больше ценятся те люди и отрасли, которые приносят живые деньги компании и государству, а остальные - как придаток. Конечно, это логично, но везде нужна мера.
+ 1
- 0
 
falsefalseКомментарий увидит только Мурзаева Анна
falsefalseКомментарий увидит только Rezcov Dmitriy Ilich
falsefalseКомментарий увидит только Жмуренко Константин
19
Shamarina Olga  
14 января 2009, 16:59

Стандартная аналитическая статься Post Factum

Неожиданно для всех в Россию пришел экономический кризис. В западных компаниях кадровые перестроения и cost cutting начался за год до разыгравшихся событий. В нашей же прессе до последнего не упоминали слова кризис, а в первых комментариях премьера подчеркивалось, что в России кризиса нет. Наше общество, словно карточный домик, складывается от любых кризисных сообщений, вот и тянули до поледнего - зачем воду мутить. А нужно было подготовиться, нужно было систематизировать, переоценить потребности бизнеса, что привело бы к оптимизации в том числе и кадровых затрат. Нужно было ментально подготовить общество к предстоящему затягиванию поясов. Пресса трубила о беспрецендентном росте экономики, рост цен на энергоресурсы бил все рекорды. И не беда, что один из двух столпов экономики - зарубежные кредиты, подкосился событиями в США. У нас все еще есть нефть. Консервативные прогнозы цен на энергоресурсы ведущими аналитиками не снижались ниже отметки 45$. Сегодня же неподготовленное общество сталкивается с жесточайшей перекройкой системы, массовыми увольнениями, поспешной оптимизацией. Пресса же пестрит статьями, был ли в России кадровый голод. Может быть мы все вместе ошибались? На мой взгляд мы ошибались в одном - мало обращали внимания на иностранную прессу, которая в отличие от отечественной не закодирована на трансляцию официального мнения. Мало обращали на прдсказания аналитиков (пресловутые Питер Линч, Баффет - все читали бестселлеры). А теперь пытаемся решить проблему массовых увольнений и безработицы "системным методом", анализируем. Главное отличие отечесвенной системы от европейской - мы анализируем причины кризиса, они же - предотвращают возможные последствия до его наступления.

+ 4
- 0
 
24
Мурзаева Анна  
14 января 2009, 21:01
Во время экономического бума никто не думает о том, что после взлета всегда будет падение, тем более в нашей стране, где привыкли жить сегодняшним днем. Так же мы привыкли больше анализировать, то есть разглагольствовать и ничего не делать, это очень по-русски, я согласна с вами.
+ 1
- 0
 
26
Мухаметшина Анна Салиховна  
15 января 2009, 12:55
Как говорил профессор Преображенский-разруха в головах людей, а только потом, извинте за точность цитаты, в сортирах. Кадровый голод на профессиональных управленцев был, есть и будет. Особенно исходя из того, что МВА у нас в России обучают все, кому не лень. А те, кто получал эту степень за границей, не могут адаптировать эти знания под наши реалии. К сожалению, нашим управленцам проще искать руководителей со стороны, чем растить свой кадровый резерв..
+ 2
- 0
 
27
Мурзаева Анна  
15 января 2009, 18:54
Я знаю много примеров, когда русские бизнесмены нанимали иностранных управленцев. Часто это был весьма неудачный опыт. С одной стороны экспаты не получают внятных задач от нанимателя, с другой стороны - не понимают российского рынка и менталитета. Поэтому, зачастую, разруха в головах у российского управленческого состава.
+ 1
- 0
 
28
Мухаметшина Анна Салиховна  
15 января 2009, 19:14

Именно это я и имела в виду. Просто реальный кадровый голод существует как бы в параллельной реальности и продолжают прибывать экспаты, и бесславно сходить на нет успешные компании. Здесь главное-научить правильно презентовать и продавать себя специалистам-управленцам. Уж этому-то точно не учат ни на одном курсе МВА и пр. Вопрос в другом-кто это может сделать? Как донести до владельцев компаний реальное состояние вещей? Консультанты, хедхантеры того сделать не могут-просто не выгодно им это. КАК они считают, хотя на самом деле если реально выправить работу такими указаниями в паре-тройке компаний, так отбоя от клиентов не будет..Но ремесленники от консалтинга предпочитают не напрягаться:) Хотя, и в консалтинге замечается кадровый голод на реальных профи с базовым психологическим или экономическим образованием, а не с курсами полугодичными за плечами:)

+ 1
- 0
 
falsefalseКомментарий увидит только Мухаметшина Анна Салиховна
29
Анонимный комментарий
17 января 2009, 20:40

кадры решают всё?


... разруха в головах у российского управленческого состава...

Полагаю, что уместнее говорить о низком профессионализме оного. Мои наблюдения - неплохие компетенции низового уровня и удовлетворительные среднего управленческого звена в РФ зачастую полностью нивелируются недостаточным профессионализмом высшего менеджмента.
Владельцы зачастую предпочитают ставить руководить своим бизнесом топов, лично преданных и предпочитающих проявлять чудеса сервильности вместо чудес эффективного управления. Хорошо если новому топу хватает ума не рубить на новом месте "с плеча" и для начала просто окунуться в операционку. Назначенный "активный" топ-реформатор начинает работу по принципу "трех конвертов" - ругает предшественников и начинает реформу оргштаки "под себя". Сервильный HR бодро берет "под козырек" и начинает курочить отлаженные бизнес-процессы не вдаваясь в суть предлагаемых изменений. "Оптимизации" идут по подразделениям, наиболее удаленным от "священной особы императора", а не исходя из реальных нужд бизнеса. Систему начинает трясти и лихорадить - раньше или позже, в зависимости от исторического "запаса устойчивости" бизнеса, "активности" топа, сервильности ключевых экспертов, экономической ситуации и пр. Реакция на неизбежные проблемы - назначение "крайних" внутри компании, а также кадровая чехада в поисках готвых лечь грудью на созданные своими же руками амбразуры "матросовых" и "людей-оркестров".
Возможно кризис это опасное, но необходимое "лекарство" решения "новейшего" кадрового вопроса?
+ 1
- 0
 
30
Мухаметшина Анна Салиховна  
17 января 2009, 22:20
Решение может и чудесное, если произойдёт не очередное крепчание маразма, а укрепление именно позиций талантливых упраленцев. Всё вышеперечисленное в сообщении выше можно найти в реалиях управленческой жизни 200-30 лет назад, а то и больше. Кроме, несомненно трансонаводящего слова "сервильность":) Любая система, к сожалению, стремится к минимуму затрат энергии, поэтому данная схема будет работать ещё долго. И у нас-консультанто и тренеров работы не убудет. конечно, если ко мне обращается клиент, я сделаю всё , чтобы его компания смогла в кратчайшие сроки решить вопросы, тем самым я хотя бы немного облегчу жизнь нашего общеста. Мы все в единой системе и изменение хотя бы одного компонента сдвигет её функционирование.
+ 0
- 0
 
falsefalseКомментарий увидит только Мухаметшина Анна Салиховна
31
Мурзаева Анна  
18 января 2009, 22:26
Скорее, это вопрос времени, чем кризиса. Нашему капитализму около двадцати лет, в отличие от многовекового западного, поэтому он юн, незрел и ему присущи максималистские взгляды: сегодня набираем 100 человек, завтра увольняем 99. Кризис, возможно, немного сдвинет ситуацию с персоналом в лучшую сторону, но не решит проблему полностью.
+ 0
- 0
 
falsefalseКомментарий увидит только Мурзаева Анна
falsefalseпоказывать этот комментарий только автору записи
falsefalseКомментарий увидит только Мурзаева Анна
falsefalseКомментарий увидит только Мухаметшина Анна Салиховна
falsefalseКомментарий увидит только Мурзаева Анна
falsefalseКомментарий увидит только Shamarina Olga

truefalseКомментарий увидит только Кабанова ЮлияtruefalseКомментарий увидит только Кабанова Юлия